Singwell StudioUncategorizedШтробас. Как научиться?

Сейчас мы подробно ответим на вопросы, интересующий многих начинающих и не только вокалистов — что же такое штробас и для чего он нужен вокалисту.

Штробас — что это?

Штробас – это очень интересный и даже полезный вокальный прием, используемый среди вокалистов абсолютно разных музыкальных стилей. В зарубежных вокальных кругах он более известен под названием Vocal Fry, что дословно переводится как Жареный голос (что весьма логично, учитывая, что издаваемый звук при использовании штробаса очень похож на шкварчание на сковороде).

Штробас. Как научиться?

Ну а если подойти к вопросу по-научному, то штробас – это ваш самый низкий вокальный регистр, ниже вашего грудного голоса.

Штробас — как петь?

Конечно, первый возникающий вопрос — Как делать штробас? На самом деле, механизм штробаса предельно прост: все, что нужно сделать – это одновременно сомкнуть и расслабить вокальные связки. Звук, который мы получаем при использовании этого приема – это свободная, слегка хаотичная вибрация сомкнутых вокальных связок. 

Давайте попробуем этот прием воспроизвести. Представьте, что ночью, или рано утром, вам кто-то позвонил, и вы, не успев прочистить горло, взяли трубку. “Алллее?? Да?? Что???” Не пытайтесь при этом взять определенный тон. Просто расслабленный хриплый голос.

Если не получается сделать штробас по этой методике – попробуйте следующее. Возьмите удобную ноту, разговорную и проскользите на ней максимально вниз. При этом не опуская гортань, не заваливая звук, не пытаясь его удержать или сохранить ту же громкость.

Представьте, что ваши связки свободно вибрируют в потоке воздуха. Как будто вы вот-вот возьмете ноту, но не доводите дело до конца.

Для примера, все мы в детстве баловались, “пукая” губами ))) .  Если вы их сомкнете слишком плотно, вы не сможете этот звук воспроизвести. Тоже самое если вы сомкнете губы не достаточно плотно. Попробуйте представить этот же механизм на ваших связках. Это и есть штробас.

Можно сначала попробовать с закрытым ртом. Сомкните губы, зубы, язык положите на твердое небо, ничего не пережимая. И направьте звук в губы, а не в нос, на звуке Мммммм…. И постепенно открывайте рот.

Если все равно не получается – заведите будильник на раннее утро, и в первые секунды после пробуждения попробуйте тихонько что-то сказать или спеть, только обязательно расслабленно и без напряжения. Уловите эти ощущения.

Как развить штробас?

Как только вы научитесь держать этот звук, начинайте экспериментировать: увеличивайте длительность, меняйте гласные, позиции гортани, языка, губ. Переходите со штробаса в чистый звук и наоборот, добавляйте слоги, слова, фразы песен. Не бойтесь пробовать, штробас (он же фрай) сам по себе никогда не причинит вреда вашим связкам. Это один из самых безопасных приемов (конечно, при условии, что вы все делаете правильно))).

Штробас. Как научиться?

Итак, для чего же используют и чем полезен штробас?

Во-первых, это идеальное упражнение для расслабления вокальных связок и снятия зажимов. Его можно использовать как разогрев голоса, ДО ваших основных распевок. А также как заминку после урока, или даже во время занятий, особенно если вы много и интенсивно пели, и чувствуете напряжение в голосе. 

Во-вторых, штробас или вокал фрай очень часто используют как вокальное украшение. Не важно, в каком стиле вы поете, такая легкая хрипотца украсит практически любой вокал, разнообразит манеру пения, добавив легкой небрежности, сексуальности, или драматичности…

Ну, а также вокал фрай является своеобразной основой для некоторых экстремальных вокальных техник. Здесь следует акцентировать внимание на слове Некоторых. Ведь техник экстремального вокала существует огромное множество, и в них могут использоваться совершенно разные механизмы.

Штробас — у  кого используется?

На сегодняшний  день штробас можно услышать в  песнях, наверное, абсолютно каждого исполнителя. Как элемент украшения его используют вокалисты совершенно разных жанров, в том числе и представители популярной эстрадны ( Кристина Агилера, Бритни Спирс, Энрике Иглесиас и др.). Но наиболее ярко выражен он у  представителей тяжелой музыки, особенно в стиле гранж (Курт Кобейн “Nirvana”, Тейлор Момсен “The Pretty Reckless” и многие другие). Возможно, единственное направление, где не используют этот прием —  это опера.

shtrobas

Так что не бойтесь пробовать, экспериментировать и издавать странные звуки, используя штробас — ваш самый низкий вокальный регистр!